“
Темой проекта «Прошло 2000 лет. Лица стерлись, свет остался» стало впечатление от шедевра Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря», которому уже более 500 лет. В свою очередь, фреска Леонардо отсылает нас к событиям, еще более отда- ленным во времени. Однако инсталляция Калинаускаса, темой которой стали библейский сюжет и древняя фреска, затрагивает одну из самых актуальных проблем современного искусства, отражает смутные, но от этого не менее важные потребности современного человека.
Еще недавно казалось, что, идя по пути технического прогресса, можно решить все проблемы человечества, ответить на все его запросы. Сегодня становится все более очевидным, что это не так и все более явственно ощущается потребность в неких духовных смыслах, выходящих за рамки философии общества потребления. Поиски эти сложны тем более, что многие официальные религиозные институты в той или иной степени перестали быть актуальными. В этой ситуации искусство предлагает свой, особый путь, пространство поиска новых смыслов: практику индивидуального диалога с духовным началом, попытку дать личный ответ на глобальные вопросы.
Этот путь требует от художника не только предельного сосредоточения, но и поиска новых форм выразительности. Здесь может помочь раскрепощение, свобода от классических канонов ремесла. Так сложилось, что Игорь Калинаускас никогда и не был ими скован. Он сам находил, «создавал» свою технику живописи. Эта свобода, личный авторский почерк, несомненно, помогли ему в работе над проектом.
Впрочем, собственно живописные полотна – лишь один из элементов проекта. Живописный полиптих-алтарь в конце зала, колонны-фигуры ангелов, фланкирующие импровизированный неф. Наконец, огромный белый стол в центре, призванный «приблизить» библейские события, дать ощущение современности происходящего. Важнейшую роль в проекте играет музыкальный ряд: импровизированная вокальная медитативная практика в исполнении дуэта «Зикр» (Игорь Калинаускас, Ольга Ткаченко). Художник предлагает законченное синтетическое пространство – по сути, некую модель храма.
Однако проект поднимает и еще один серьезный аспект. Иконой в этом импровизированном «храме» становится произведение искусства. Ротации «крови Христа» и духовные портреты апостолов собираются в некий величественный иконостас – инсталляция утверждает саму работу Леонардо в качестве объекта поклонения.