Человек берет в руки кисть, подходит к холсту и начинает рисовать. Творческая энергия преобразуется в образы, они обретают цвет, форму, организуют пространство, связываются воедино потоками света.
Чувственная красота живописи трансформируется в концентрированную визуальную мысль, мыслеформу. Она делает видимым внутреннее, ибо живопись, чувственная и тактильная живописная техника, обладает такой способностью, такой силой. «Иногда во мне просыпается художник, и я пишу картины… Я ищу то, что еще не нашел в личной вселенной», — так называет этот процесс сам автор, Игорь Николаевич Калинаускас, который скрывается под псевдонимом ИНК. Такова потребность творца — взять в руки кисть и медитировать, отключив рациональное сознание.
Художник пишет картины не только для зрителя, но для себя самого. Для него они — «знакомство со своей субъективностью». Зачем ему нужна эта встреча с самим собой? Его волнует поиск языков, способных полнее, выразительнее высказать то, что он в себе открывает. «Как то, что не требует слов, превратить в текст для других?» — вновь и вновь задает себе вопрос автор. И каким языком для этого воспользоваться?
Таким языком становится живопись, (а не более рациональная графика), вся ее «вкусная» текстура, плавность, связанность форм, цвета и света, синтез предмета и пространства. Именно живопись отвечает внутренней устремленности ИНК. Он пишет картины, создает инсталляции. Он работает с цветом, пространством и формообразом и светом.
И в первую очередь, единый экстракт жизни и творчества, сверх язык для художника — это пространство. Живопись, которая в отличие от графики, работает с пространством, а не с плоскостью, обладает способностью создавать множественные, метафорические, фантазийные и реальные, цвето- и свето-звучащие пространства.
Картин много, они разнообразны по приемам, пластике, поэтике, но все подчинены выражению трех главных начал: изображению мироздания, мира природы, изображению человека и изображению мира Божественного. Три уровня бытия связаны между собой, взаимодействуют и синтезируются, говорят один через другой. Так возникают в творчестве ИНКа пейзажи, портреты и пространственные мистерии, сакральные откровения.
В живописных полотнах художник действует и как режиссер, музыкант, поэт, обогащая их знаниями и приемами других видов искусства. Начав в девяностые годы с портретов и религиозно-мистических тем, в решении которых преобладает христианское мировоззрение (творческое самопожертвование и любовь как главная сила мира и жизни), работая в неопримитивистской стилистике, в двухтысячные ИНК переходит к воплощению на холсте архетипов и символов, которые приносят пластический лаконизм и монументальность образов. Смысловая и эмоциональная глубина палитры, и раньше присущая художнику, усиливается. Краска становится звучащим светом.
Насколько профессионален ИНК как живописец — абсолютно праздный вопрос. Притягивает и увлекает зрителя в его картинах не демонстрация школы, а присутствие неуловимого — тайны, магии, загадки искусства, — того, что превращает холст и краски в другую, художественно-возвышенную реальность. Она способна взаимодействовать с той физической реальностью, в которой живет зритель, способна волновать и дарить неожиданные открытия.
Флорковская Анна Константиновна
Доктор искусствоведения, доцент, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова, факультет теории и истории искусств
Москва, 2023 год